Есть в древних русских городах свой дух и свое величавое, проверенное веками кредо. Здесь тебе и Великий Устюг, и Владимир, и Суздаль.
Особое место здесь занимает Кострома с ее смешением пестрого узорочья народной русской архитектуры, златоверхих шатров древних храмов и классицизма времен Империи.
Этот город – пожалуй, самый яркий образчик того, что можно назвать «немудрящей русской красотой». Да, Кострома — простецкая, да только ей – восемь с половиной веков. Кострома провинциальна, да только здесь — колыбель Романовых. Кострома – деревянная, да только кружево резных узоров захватывает дух. Кострома невелика, но дышится здесь, среди русской старины, особенно легко.
Именно «в дебри» этого города мы и углубились.
Святой Ипатий
Жемчужина Костромы — Ипатьевский монастырь. Это, что называется, «место силы». Здесь – гнездо бояр Романовых, здесь был призван на царство Михаил Романов — первый царь новой династии Романовых. Случилось это в 1613 году.
Любому красивому зданию нужна красивая легенда. И она у Ипатия есть.
Свято-Троицкий Ипатьевский мужской монастырь
Так, впервые он упоминается в летописях в 1432 году, но основан много раньше. По преданию, около 1330-х плыл по Волге мурза Чет, и плыл не просто так, а на службу к московскому князю Калите. Да в пути – заболел. Пристали корабли к берегу. И здесь было им видение Божьей Матери в сопровождении апостола Филиппа и св. Ипатия. Пораженный видением, Чет крестился под именем Захария и построил обитель, поименнованную Святым Ипатием, устроил деревянную церковь.
Колокольня Свято-Троицкого Ипатьевского мужского монастыря
По другой версии, крещен он был в Орде, а остановился в этих местах, плененный их красотой. Не знаем, спорить не будем, главное — Ипатьевский монастырь один из «центров силы» русского зодчества и его архитектурное наследие огромно. Здесь и палаты Романовых, и надвратная церковь и Троицкий собор.
Росписи Троицкого собора Ипатьевского монастыря
В Ипатьевском монастыре находится выставка Церковного историко-археологического музея Костромской епархии. Она знакомит с артефактами художественной, прежде всего духовной культуры Костромского края. Здесь и шитые пелены и низанные жемчугом церковные ризы, драгоценные оклады икон и Евангелия, усыпанные драгоценными камнями митры с использованием дробниц в технике чеканки, финифти и черни. Последняя является уникальной техникой, почти забытой ныне.
Ценности ризницы Ипатьевского монастыря
Имеются и ризы шитые «на проем» — это сложная техника, позволяющая сразу получать двустороннее изображение.
В церковном историко-архитектурном музее Ипатьевского монастыря
Отдельной строкой нужно рассказать об издревле принадлежащей монастырю коллекции вкладов боярского и царского рода Годуновых. Древние иконы в дорогих окладах золотая и серебряная церковная утварь, богатые облачения священнослужителей, а главное – старопечатные и рукописные книги. По заказу ктиторов высокохудожественные произведения выполнялись лучшими мастерами Оружейной палаты Московского Кремля.
Палаты бояр Романовых
Здание Палат бояр Романовых – самый знаменитый памятник истории и архитектуры в ансамбле Ипатьевского монастыря. Оно было создано еще в конце XVI века в период начала каменного строительства на территории монастыря на средства династии Годуновых.
Именно в этих палатах, как гласит молва, в 1613 году жили молодой боярин Михаил Федорович Романов и его мать инокиня Марфа.
Палаты бояр Романовых
Здание представляет собой типичные боярские хоромы, двухэтажные, с парадной лестницей на второй этаж. Комнаты сравнительно стесненные, но с хорошим интерьером, а главное, с очень нужной холодными русскими зимами вещью — печами-голландками. Правда, печи украшены на заморский манер – искусными изразцами.
Изразцовые печи-голландки в Романовских палатах
В старину в этом доме было что-то вроде гостиницы класса «люкс». В доме располагались гостиные кельи для пребывания богатых вкладчиков монастыря. Это были особенно важные гости. Например, во времена призвания на царство Михаил Федорович Романов, вместе с матерью, Великой старицей Марфой (в миру – Ксенией Романовой) жили на втором этаже. Покои будущего царя располагались слева, инокини Марфы – справа.
Окно с видом на двор Ипатьевского монастыря
В течении XVII — XVIII веков палаты постепенно приходили в упадок, пока наконец, в XIX веке на Царские чертоги не обратила свое пристальное внимания романовская династия. В 1830-е годы по приказу императора реконструировать Ипатьевский монастырь взялся профессор Императорской Академии художеств Тон, но его проект всех проблем не решал. Нынешняя, более удачная, реставрация облика здания — работа знаменитого архитектора Ф.Ф. Рихтера уже в 1860-х годах.
Сюда приезжали все русские цари, а в 1913 году, на 300-летие дома Романовых, пожаловал и сам последний государь – Николай II с семьей.
Троицкий собор
Это главный «мейнстей» монастыря. Троицкий собор построили при царе Алексее Михайловиче. Ему предшествовал взрыв предыдущего храма – там взорвался порох, хранившийся, по всей вероятности, в подклете.
Троицкий собор Ипатьевского монастыря
Собор — крупный четырехстолпный храм с тремя апсидами. Он увенчан пятью главами, что покоятся на световых барабанах. Поднятый на высоком подклете храм с трех сторон окаймлен двухъярусными галереями. В торце южной галереи расположен придел преподобного Михаила Малеина – тезоименитого святого царя Михаила Феодоровича Романова. Северная сторона храма, обращенная к главному входу в монастырь, являлась фасадом здания и имела богатое оформление – оконные проемы включены в композицию аркатурно-колончатого пояса.
Парадное крыльцо Троицкого собора
На северную сторону выходит парадное крыльцо с восьмигранным шатром плотно сидящим на четырех декорированных столбах с монолитными кубышками и висячими арками.
Иконостас Троицкого собора
В четверике Троицкого собора — уникальный по своему великолепию иконостас середины XVIII века, выполненный артелью костромских ремесленников под руководством Петра Золотарева и Макара Быкова в стиле барокко. Еще здесь сохранилась настенная роспись XVII века, созданная знаменитой артелью костромских изографов во главе с Гурием Никитиным. Роспись уникальна по обилию сюжетов, изяществу орнаментов, декор выполнен в гармоничных цветовых гаммах.
Церковь Воскресения Христова на Дебрях
Кто бы ни переезжал Волгу в центре Костромы, обязательно увидит это чудо русского зодчества — великолепную церковь Воскресения Христова на Дебре. Это жемчужина русской храмовой архитектуры XVII века. Кстати, по времени создания, чуть-чуть опоздала к восхождению на престол Михаила Романова.
Церковь Воскресения Христова на Дебрях
Нужно сказать, что место, где стоит храм – намоленное. Еще в 13 веке здесь красовалась деревянная церковка, возведенная костромским князем Василием. Нынешний же храм было построен между 1645 и 1651 годами. Заказчиком каменного храма стал купец «бобыл лутчей человек Кирилко Григорьев сын Исаков» с прихожанами, жившими на Нижней Дебре – районе, являющемся торговым посадом. Сам купец торговал кожами, но деньги на церковь получил совершенно другим путем. По легенде, обретение средств произошло случайно и чудесно – один из бочонков, полученных из Англии, вместо красок оказался набит золотыми монетами.
Новый храм для торгового люда расписывала костромская артель под руководством Василия Запокровского и Гурия Никитина.
Иконостас и росписи Церкви Воскресения Христова на Дебрях
Храм – пятиглавый, с кубическим объемом, стоит на подклети и имеет позакомарное покрытие. На галерею храма ведут три крыльца с шатровыми завершениями.Еще в конце XVII века фасады церкви были оформлены под «брильянтовый руст». Это шашечная раскраска, при которой диагонали внутри каждой шашки делают изображение как бы объемным. Декором храма была выбрана символическая «зеленая тематика» — травы и цветы, как символ ежегодного возрождения. Современная окраска в одинаковый цвет с разделкой «под кирпич» появилась лишь в 1990-е.
В одно время с храмом были построены небольшие Святые врата с арочными проемами. Они украшены белокаменными вставками с миниатюрной резьбой и изображениями льва, единорога, сирены, пеликана, раздирающего свою грудь, чтобы насытить ею птенцов, и двуглавого орла. Декоративно оформление фасадов храма состоит из профилированных карнизов, полуколонн на фасадах четверика и наличников окон. Также мы видим ширинки с декоративными вставками, закомары, висячие гирьки, резные белокаменные вставки, чешуйчатые и черепичные главы.
Богатый декор Церкви Воскресения Христова на Дебрях
Судя по богатству декоративной отделки костромские зодчие решили «выложиться по полной» и собрать вообще все возможные модные тенденции, которые существовали тогда на Руси. Однако, о безвкусице и речи не идет – обилие декора визуально не «переутяжеляет» здания. Великолепная лепнина смотрится празднично и в самый пасмурный день.
Улица Советская – Дома купецкие
Главная улица Костромы – Советская имеет долгую и богатую историю. Еще в XIV веке из Галицко-Волынской Руси прибыл на службу с дружиной боярин Нестер Рябец. Его воинам на окраине Костромы была выделена земля. Так появилась Русинова слобода, давшая начало Русиной улице.
Уже в 18 веке после жестокого пожара улица застраивалась домами в стиле имперского классицизма. Столичные архитекторы переименовали ее в Кинешемскую, впрочем костромичи долго не могли привыкнуть к новому названию.
Улица стала главной административной и торговой магистралью имперской Костромы. В конце XIX в. вместо закрытых постоялых дворов дома первой линии были приспособлены под первоклассные магазины — обувные, меховые, гастрономы. Притчей во языцех стал колбасный магазин братьев Головановых, по своей оснащенности и ассортименту продуктов способный выдержать конкуренцию с лучшими торговыми заведениями столиц.
Сейчас улица – просто заповедник русского провинциального зодчества, дошедшего до наших дней.
Здесь и мещанские деревянные дома с кружевной резьбой.
Здесь и каменные дома с лепниной «как в столицах».
А вот деревянный дом со слуховым окном, характерным для северных земель – вятской и костромской. Слуховое окно полукруглое и как бы утоплено в карниз.
Есть и архитектура в новомодном в начале 20 века стиле модерн.
Каланча каланче рознь
Еще одна местная достопримечательность – местная каланча. Костромская каланча долгое время была чуть ли не самой высокой каланчой во всей провинциальной России.
Центральная площадь города Костромы
Она была построена аж в 1823-26-х годах костромским архитектором Фурсовым. В соответствии с реалиями и штатами того времени здание как пожарное депо включало в себя – жилые помещения для бойцов, конюшни для лошадей, а главное – наблюдательную вышку, с которой был виден весь город. В 1860-х годах к каланче были пристроены крылья, а в 1880-м была установлена самая верхняя часть с обходом и кровлей. Она сменила беседку-фонарик с колоннами.
Декору общественных зданий — а пожарная каланча таковым является — уделялось большое внимание
Костромская каланча – одна из самых эффектных в российской провинциальной архитектуре 19 века.
Еще одно творение Фурсова – гауптвахта. Выполненная в стиле русского классицизма (популярного после войны 12-го года), гауптвахта построена в 1824-25 годах. Несмотря на небольшой размер видно, что архитектор планировал придать ей монументальность. Пластичность и игра света и тени достигнуты сочетанием колоннады и размещенной за ней полуциркульной экседры.
Архитектурное наследие Костромы богато и многогранно, это настоящий заповедник эталонной русской провинции. Сохранение и приумножение традиций народного зодчества – это на сегодня главная задача.
Подготовил Даниил МАЦЕЙКО
Источник: rcmm.ru