…Этой школе, наверное, позавидовал бы и сказочный Хогвартс, в котором учился Гарри Поттер. Стеклянный лифт, мгновенно взмывающий вверх, разнонаправленные лестницы, по которым так удобно подниматься в учебные классы, актовый зал на 500 мест с новейшей акустикой и профессиональным светом, киностудия для съемки художественных фильмов, бокс для репетиций школьного оркестра, бассейн, в котором обучают снорклингу – подводному плаванию, да много еще чего…Но самое главное – языки. Здесь их можно учить сразу несколько. Причем на уровне свободного владения.
Поли- это много
Называется эта школа – «Адымнар», в переводе с татарского, «Шаги». Точнее, это билингвальный образовательный комплекс. Появился он два года назад в Казани. Здесь изучают русский, татарский и английский языки, как основные.
Татарстан в последние десятилетия показывает впечатляющие результаты по многим направлениям – благоустройству городских пространств, цифровым технологиям, архитектуре. Вот, теперь и образование подтянулось.
Школа разделена на два блока. В полилингвальном блоке делается упор на иностранные языки. В начальной школе – 5 часов в неделю английского, а с седьмого класса начинается преподавание на английском всех без исключения предметов – математики, биологии, географии и так далее. Кроме того, дополнительно можно изучать еще один или даже два языка.
В отдельном учебном блоке – кроме русского и английского, углубленно изучают татарский, тоже с последующим преподаванием предметов на национальном языке.
Спроектировало уникальную школу, соответствующую самым передовым образовательным стандартам, архитектурное бюро «Мастерская архитекторов Хакимовых» («МАХА»).
…Идем по коридорам «Адымнар» вместе с директором школы, Айдаром Шамсутдиновым и архитектором, руководителем проекта полилингвального комплекса «Адымнар» Анной Хакимовой.
Всюду в школе присутствует жизнеутверждающий зеленый – причем, не открытый и однотонный, а градиентный, деликатно переходящий от светлосалатового к темно-зеленому. Как будто символизирующий начало пути к знаниям (цвет молодой зелени), постепенное их накапливание и, наконец, как результат – получение высококлассного образования (насыщенный зеленый).
Автор проекта Анна Хакимова на фоне школьного скалодрома, решенного в любимых зелено-желтых тонах
— …Нашим бюро, совместно с учительским коллективом, были разработаны фирменный стиль, идеология, философия школы, — рассказывает Анна Хакимова. — И, отталкиваясь от них, мы заложили в проект определенные цветовые решения. Если вы обратили внимание, «шаги» зеленого здесь повсюду.
Комплекс был спроектирован в рекордные сроки. Проект был объявлен в октябре 2018 года, а в сентябре 2020-го учителя и ученики уже вошли в готовое здание, и начался полноценный учебный процесс. То есть, школа была спроектирована и построена практически за два года.
Строительство реализовывали на базе школы № 165 с углубленным изучением английского языка. Сейчас такой школы нет — строители полностью переоборудовали все помещения старого здания. Была сделана перепланировка, разработаны новые фасады, заменена вентиляция, санузлы. Рядом возвели новый корпус, который «вобрал» в себя старую, типовую, часть. Получившееся здание смотрится очень современно, даже авангардно. С модной отделкой из серо-коричневатого клинкера, панорамными стеклянными поверхностями.
Кушать подано
Бюро «МАХА» занималось не только архитектурным проектом, но и дизайном всех школьных интерьеров и даже благоустройством прилегающей территории. Столовая для младших классов здесь – больше похожа на городское кафе, а пищеблок для старшеклассников – на ресторан.
Что сегодня вкусненького?
Малышня с удовольствием обедает за отдельными столиками. «Питательный» блок работает по системе шведского стола – дети выбирают из трех-четырех блюд – то, что им хочется съесть именно сегодня.
Перекусить, и бегом на урок
— Обратите внимание, — останавливает наше внимание Анна Хакимова. — Раньше это были окна на улицу, а сейчас здесь появилась симпатичная терраса со столиками – здесь дети тоже могут устроиться и перекусить.
Терраса школьной столовой, похожая на летнее кафе
Добавим: и школьное кафе, и ресторан – максимально раскрыты на природные ландшафты — окна здесь огромные, а за ними, как в раме, картины благоустроенной территории. Так что во время обеда дети еще и «визуально» отдыхают. Кроме того, в интерьере использовано интенсивное озеленение. Сделано зонирование пространства.
Но на этом питательная эпопея не заканчивается. К столовой примыкает школьный Кулинариум, где ребята колдуют над блюдами собственного приготовления – в рамках часов по трудовому обучению.
Муки творчества. Кулинарного
-…У нас 8 жарочных шкафов, таким образом, каждый может попробовать приготовить что-то свое, — поясняет директор. — Каждая команда готовит по технологической карте. Причем девочки и мальчики готовят вместе…Мы тут как-то снимали видео, как младшие школьники готовили, дурачились – получился очень веселый и смешной сюжет.
Невозможное возможно
На начало реконструкции в школе было 2 000 детишек. Чтобы встретиться с родителями во всех классах, директору приходилось проводить по 10 общешкольных родительских собраний. Сейчас в школе 4 000 детей, и он проводит 5 родительских собраний.
…Те самые разнонаправленные эскалаторы
— Кого принимаем в школу? У нас есть закрепленный микрорайон, и есть возможность принять детей, которые разделяют философию школы, — объясняет Айрат Шамсутдинов. — В этом году к нам пришло 520 детишек. Те, кто за школой не закреплен, вначале обучаются в пред-школе: мы их отсматриваем, и если ребенок имеет филологическую направленность, а родители нашего формата, то однозначно — «велкам!».
Стоит ли говорить, что в «Адымнар» стремятся попасть дети со всей Казани. Здесь, кроме всего прочего, неограниченные возможности для творческого развития. В школе есть художественная мастерская, где дети экспериментируют с глиной, красками, различными художественными техниками.
На занятиях по художественному творчеству
Творческий беспорядок в художественной мастерской
Есть музыкальная студия с инструментами для школьного оркестра. Есть танцевальный класс с балетным станком. В камерном актовом зале проходят репетиции английского театра. А в собственной киностудии снимаются фильмы на татарском языке.
Школьная киностудия, где снимается по несколько фильмов в год
В «Адымнар» есть несколько спортивных залов, два скалодрома. Гордость школы – большой плавательный бассейн, где детишек обучают самым разным плавательным методикам. Вода в бассейне — без хлора, ионизированная.
В плавательном бассейне можно обучаться подводному плаванию
— Я, как архитектор, заложила в проект так называемую невозможную букву «а», — делится профессиональным секретом архитектор Анна Хакимова. — Есть такое понятие в архитектуре: невозможные цифры, невозможные буквы. Вы поймете, когда внимательно посмотрите на начальную букву названия школы. Там некий переход в пространстве – буквенный знак можно увидеть, но нельзя потрогать.
«Невозможные» буквы есть и в названиях су-брендов: начальной школы и интерната. И это не случайно. Настоящая личность должна ставить перед собой невозможные задачи. И достигать их.
Чтобы преподавать в этой школе, нужно быть полиглотом
— Обучение в школе бесплатное, — продолжает Айрат Шамсутдинов. – Но есть много дополнительных учебных нагрузок – они уже за плату. За прошлый год мы заработали 93 млн рублей. Есть, например, спецкурсы по иностранным языкам. Бюджетные 5 часов английского в неделю – бесплатные. Но родители часто плюсом берут спецкурс по английской литературе. Второй язык тоже бесплатен, но есть возможность изучать третий, уже на платной основе.
Директор билингвального комплекса «Адымнар» Айрат Шамсутдинов
Журналистов, участников пресс-тура в школу «Адымнар», конечно же, интересовало: а кто преподает в полилингвальной школе? Оказывается, местные вузы таких педагогов уже готовят.
— Правда, я бы не сказал, что доволен всеми выпускниками таких отделений, — честно признал директор. – Тут тоже приходится выбирать. Нет ничего хуже математики, преподанной на плохом английском. Правда, если это сделано на хорошем уровне – то это большой шанс для ученика хорошо знать не только математику, но и английский.
Школьная библиотека
Открытых вакансий в школе нет. Зарплата бюджетная, как и везде в Татарстане. Но если учитель преподает предмет на английском языке, у него есть 50-процентная надбавка к уроку. Если преподает на татарском – 30-процентная.
— У нас все учителя вовлечены в платные образовательные услуги. За счет платных образовательных услуг зарплата педагога может подниматься до 80-100 тыс. рублей, — объясняет наш провожатый.
Школьному актовому залу позавидуют профессиональные концертные площадки — здесь есть все для качественного воспроизведения звука и света
— Есть ли еще заказы на школы такого уровня? – интересуемся у Анны Хакимовой.
— Они не просто есть! Таких школ мы уже 7 по республике построили. В этом году открылись еще две школы «Адымнар» в Альметьевске и Нижнекамске.
Во всех комплексах «Адымнар» исповедуется философия согласия.
— У нас есть предмет «Художественная культура», — начинает перечислять Айдар Шамсутдинов. — У нас есть родительский университет – это цикл лекций с 1-го по 11-й класс — идея взята из творчества выдающегося педагога Василия Сухомлинского: учить родителей быть сопричастными ко всему, что в школе происходит.
Будущая ученица школы «Адымнар»
Мы много читаем на английском языке. И в то же время у нас преподается история Татарстана. К сожалению, федеральный образовательный стандарт многовековую тысячелетнюю историю Татарстана пока не освещает, поэтому сделали свой курс.
Так что согласие здесь во всем: детей и родителей, родителей и учителей, учащихся, изучающих русский и английский, русский и татарский. И это, согласитесь, очень правильно.
Елена МАЦЕЙКО
Источник: rcmm.ru